ivanbrovkinkrym (ivanbrovkinkrym) wrote,
ivanbrovkinkrym
ivanbrovkinkrym

Русская идея

Во второй части передачи «Вечер с В. Соловьевым» от 13.02.2017, обсуждалась национальная идея России, и, как справедливо было сказано в студии, лучше пользоваться историческим термином «русская идея» (далее по тексту «НИ» или «РИ» - для краткости изложения). Предлагается подумать над этим вот в каких аспектах:

Если кратко резюмировать, сказанное (и недосказанное) участниками эфира, то получается, что НИ – есть некий образ устройства державы, как единого мира, носителем которого является наш народ. Для этого образа характерно равноправное сочетание совершенно разных народов, с различными: укладом жизни, верованиями, географическими условиями проживания и т.п. с взаимным уважением к самоидентификации и традициям любого из них. При этом зафиксировать НИ в виде некоего закона представляется не нужным, не приемлемым и даже опасным. Носителями РИ является народ, но на подсознательном, а не осознанном уровне. Т.е. она у нас «в крови» и это подтверждается самой историей нашего общества, а вот озвучить её сложно, и, вероятно, доступно только некоторой интеллектуальной элите (элитарность не в смысле превосходства над другими, а в смысле достаточной подготовки, наблюдательности и умения формулировать свои мысли). И-то, скорее всего, «не в одно лицо», а коллективно (поскольку в дискуссии было налицо взаимное дополнение друг друга и коллективное отвержение заведомо ложных направлений рассуждения).
Так всё же, с чем связано наличие у нас РИ? Где она в нас сидит? В студии были отмечены некоторые факторы. Одним из них является православие. Могло ли оно быть основой? Исторический опыт говорит об обратном…
Аргументы:
- Многонациональной Русь была ещё до христианства.
- Православие в России было издавна, но давления на другие религии оно не оказывало, а к русскому миру принадлежали и народы других конфессий. Причем они оставляли себе свою традиционную веру.
- Православие пришло на Русь из Византии, оно есть везде по свету сейчас, но нигде нет факта такого долгого совместного проживания столь разных народов, как у нас. Нет и не было такой устойчивой модели многонациональной державы, как Россия. Почему?
- При советской власти православие преследовалось государством. Как идея оно было не популярно, но народ не только не распался, но и стал больше, в том числе и по составу национальностей. Кроме того, вопреки давлению, народ не отказался и от православия (ему оно зачем-то нужно).
- Если у нас сделать православие законодательно главной религией, то это усилит напряженность в нашем обществе, так же, как и разрешение ношения хиджабов в школах по России сейчас. Это может привести к неприятностям вплоть до распада страны.
Следовательно, есть что-то другое, что нас соединяет, кроме вопросов веры. А православие просто есть то, что идейно принимает большинство народа, т.к. это созвучно неким нашим душевным струнам.

Монархия. Было утверждение, что наша ментальность связана с тем, что нам нужен «царь». Это похоже на правду, но тоже не совсем так.
Аргументы:
- При заселении Сибири вокруг русских (в том числе и беглых казаков, которые царя по началу не признавали и были военными, т.е. людьми жёсткими) тоже концентрировались малые местные народы (хоть отношения обычно и начинались с войн). Вблизи острогов они находили защиту и другие выгоды, а вот геноцида не было. Попробовали бы так сделать индейцы при захвате Америки европейцами… Результат их «совместного проживания» известен.
- При присоединении новых народов к империи у них оставалась вся структура местной власти, их же знать, они продолжали жить по своим законам и укладам, и царя, в общем, в массе своей как верховную власть не воспринимали. Т.е. им царь нужен не был. Им хватало своих беков, ханов и т.п.
- Как тогда быть с верой большинства? Ведь кумирство земного (в т.ч. власти) для истинного христианина недопустимо (про точку зрения чиновников Церкви здесь речи нет, у них – интерес свой).
Отсюда следует, дело не в царе. Хотя, надо признать, что признание над собой некой высшей власти у нашего народа, озвучена точно. Но в чём тут дело?

Может дело в силе? Может такая держава как Россия всегда скреплялась мощью «силовых структур», может всех недовольных уничтожали и власть держалась только на угнетении? Так ведь нет…

Зададим себе вопрос: чем, в первую очередь, определяется наш образ мыслей? Как мы находим себе единомышленников?
Если промоделировать ситуацию, когда любой из нас окажется в среде иноземцев, то кого мы будем в первую очередь считать своим? Разве не того, кто заговорит на нашем языке? Почему?
- А как вообще получается человек? Если ребенка отнять у людей, и он будет воспитан животными или без «слова» рядом с ним. Таких примеров довольно много. Есть и факт, когда с маленькой девочкой до 5 лет просто не разговаривала мать. Во всех случаях дети не стали людьми. Причем впоследствии их также не удалось толком обучить разговаривать и срок жизни у них был сравним с животными. Это почему?
- Евангелие от Иоанна начинается с фразы: «Вначале было слово…». Зачем это написано?
- В студии один из выступавших сказал, что РИ в нём появилась вследствие того, что ему в детстве читали русские сказки, а позже он читал книги на русском языке.
- К этим же выводам пришли те, кто занимался вопросом определения понятия «нация». Одно из самых точных таких определений ставит на первое место общность языка.

Разве отсюда не следует, что человек становится человеком только в среде «слова». Под влиянием слова развивается его разум. Иначе не бывает!
А тогда, будет ли влиять язык, на котором сказано это слово, на образ мыслей человека, выросшего в среде данного языка?
Ну а если да, то не повлияет ли он на выбор религии, потребность в олицетворении высшей власти, например, царём. Вполне вероятно, что повлияет.

Каким же образом будет формироваться образ мыслей в разных языках?
Рассмотрим для простоты западные, восточные и русский языки. На западе запись слова как такового производится с помощью букв, как и у нас в русском. Однако, у нас это первоначально были буквицы (каждой букве соответствовало некое зашифрованное понятие), а у них – это просто фонемы. На востоке не буквы, а иероглифы (каждому соответствует некое понятие реальной жизни).

Т.е. западному менталитету свойственно сначала разобрать целое на части, а уже потом из частей собирать необходимое слово. Их подсознательная установка – разделять. Тут моё, тут твоё. Тут наши, там ваши. Они не воспринимают мир как целое, они воспринимают его как набор частей. Чем меньше части – тем лучше и понятнее для них. Западная культура преуспевает в естественных исследованиях, где требуется «разобрать на винтики», структурировании, классифицировании и т.п. Их языки жесткие (там фиксированные конструкции, слова ставятся только в определённом порядке), точные в описании конкретного (материального), весьма пригодные для технических описаний и программирования.

Восточной культуре свойственно изображение образов в виде иероглифов или крупных блоков. Им свойственно хорошо копировать и собирать из агрегатов. Вероятно, никто не усомнится, что у китайцев это получается лучше, чем у прочих. Само по себе написание иероглифов предполагает развитие изобразительных искусств, внимания к точности в деталях, тонкого понимания красоты окружающего мира, нюансов цвета и проч.

Русским свойственно неосознанное стремление к восприятию мира как целого (духовное и бренное неразделимы), поскольку упомянутые буквицы несут в себе не только звуки, но и некие зашифрованные понятия с духовным наполнением (обеспечивают в нашем восприятии связь материального с духовным), а при сложении слов наполняют их духовным смыслом. Русский язык очень гибок и обладает невероятной информационной плотностью. Слова можно ставить почти как угодно (по сравнению с другими языками), в нём множество образных понятий, многозначностей. Там заложено подсознательное признание над мирозданием высшей божественной власти. Русские преуспевали много где, но литература в этом списке занимает особое место.

Не это ли и формирует сознание разных народов? С этой точки зрения объяснима и тяга русских к православию (Православие - соборная вера, а мы – соборный народ. Господь – наш Отец. И мы уважаем и поддерживаем волю Его. Мы говорим: «ушел на тот свет», т.е в другой мир, к свету, когда кто-то умирает, а не «ушел в землю», как, например, говорят немцы), и неосознанное желание признания «помазанника божьего».

Отсюда следует, что РИ заложена в подсознании русских изначально благодаря нашему родному языку. Она состоит в наличии у каждого из нас своего уникального образа единого мира.
Для РИ характерно:
- Мы – часть единого мира, часть человечества. Где нет лучших и худших, главных и второстепенных, где каждый вносит свой необходимый вклад на благо общего. Наша роль в этом сообществе – объединять и возвращать к духовным основам другие народы, защищать, если надо, слабых против произвола сильных.
- Мы ни к кому не лезем, но готовы защищать своё (язык, идентичность, государство, страну) до последней капли крови.
Осознание и принятие этих двух пунктов каждым русским – наиважнейшая часть РИ. Суть этого была выражена в первом куплете гимна СССР, это же оставлено в припеве нынешнего гимна России.
- Мы исторически всегда соединяли многие очень разные народы на равноправной основе, мы уважаем самость и национальную гордость других. Ментальная модель нашей державы – модель единого мира, где все нужны и важны, где основным является принцип взаимного дополнения людей и народов, поскольку у каждого из нас в своей уникальности есть то, что нужно другим. Убери одного – другим станет хуже. Идея объединения и совместного строительства общества и мира может дать огромные созидательные возможности, что было показано всем в эпоху социализма, особенно раннего.
- Нельзя запрещать кому-либо помнить своих предков, чтить их и гордиться ими, а нам - называть себя «русскими» *, в этом часть нашей сути, от этого мы не откажемся. Наш язык – наше сокровище, благодаря ему мы - есть мы.
- Наши идеалы правда (а не право), воля (а не свобода), равенство (не в смысле того, что все одинаковы, но потому, что одинаково нужны и должны решать судьбу мира вместе, соборно), единство, самодержавие (не как наличие царя, но как модель общества, включающего все народы, может быть полной и самодостаточной - самодержавной).

Замечание: Не надо пытаться сделать НИ законом. Слишком велика ответственность к подбору слов для этого. А неверный подбор может привести к отторжению идеи и внести раскол в общество. Гимна России вполне достаточно, можно подобрать для него более точные формулировки…
Это должно быть похоже на то, как Сент-Экзюпери рисовал барашка для маленького принца. Нужно оставить каждому степень свободы для формирования своего образа НИ. Пока барашек не в ящике – он конкретный и может кого-то не устраивать. Не будем же мы законодательно описывать, например, любовь? Достаточно просто сказать (как в Заповедях), что мы должны строить свои отношения исходя из неё.
*-Сделаем оговорку, что «русский» - не существительное, как «немец», «англичанин», «эфиоп», «казах» и т.д. (что применимо ко всем народам мира кроме русских), а прилагательное. Т.е. означает не принадлежность к какому-то конкретному «мононароду», а некоторый набор качеств, отвечающий на вопрос «какой». И, поскольку, как метко было выделено в дискуссии, у нас в России издавна был не «народ», а «народ народов»; то любой из этой семьи равноправных извне может быть отождествлен как «русский». Так, кстати, и происходит если кто-то из наших выезжает за границу. Тогда «русским», с точки зрения иностранцев, может быть еврей, мордвин, узбек, ингуш и т.д.

Как же может работать наша НИ при объединении общества? Как это было при строительстве Святой Руси и России?
Ближайшей аналогией в природе может быть образование кристаллов, тумана, дождя и т.п. Все эти процессы происходят в среде, готовой для образования ассоциаций молекул (минералов или воды), но начинаются только при наличии т.наз. центров конденсации. В человеческой среде эту роль играет ментальность русского мира. Там, где благоприятные условия объединения складывались, и появлялись в достаточном количестве русские и русская речь, другие народы начинали испытывать подсознательную потребность в объединении. Так постепенно появился наш «народ народов», и это было прекрасно. Возможно, поэтому о временах СССР испытывают ностальгию многие люди прежнего Союза в разных его бывших республиках.

15.02.2017 Леон и Адилет
Tags: о России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments